16-06-2022

Вовсе они не глухие! Они слышат. Слышат себя. Слышат друг друга. Слышат мир. И мир отвечает им...

Впервые я попал в театр "Пиано" лет двадцать тому назад. И с первой же встречи понял – это что-то особенное, уникальное, чудесное... Каким-то загадочным образом Владимир Николаевич Чикишев, бессменный руководитель и создатель театра, нашел меня в пятимиллионном Санкт-Петербурге и вместе со своими воспитанниками пришел в ТЮТ. Помню, мы сидели с ребятами в маленькой комнате на пятом этаже и беседовали - я словами, а они жестами. Но мы без труда понимали друг друга, хотя у нас был прекрасный переводчик. Мне понравились глаза детей. Они смотрели внимательно и добро. Доверчиво... нет, надо сказать точнее - доверительно. Такое встретишь нечасто, а особенно у детей. Здесь это было, хотя дети были не такие уж большие, лет 6 - 12... С тех пор мы и подружились. Я не раз бывал в Нижнем, в их театре и всегда увозил с собой самые теплые воспоминания о спектаклях и творческом общении...

Но последняя встреча, которая произошла на днях, превзошла все остальные. Не будет преувеличением сказать, что она глубоко впечатлила меня (да и не только меня), стала одним из моих сильнейших театральных впечатлений за последние годы...

Они выходили на уютную крохотную сцену театра "Пиано" откуда-то сбоку, то ли из коридора, то ли из фойе. Выходили, выбегали, вылетали! И всё это невесомо, в лучах движущегося света и сами - движущиеся, струящиеся, бесконечные... Они кружились на этой сцене, сопровождая это кружение необыкновенной пластикой, сменяющими друг друга невиданными и фантастическими позами, странными и как будто бы исчезающими жестами, они то пересекались друг с другом, как бы исполняя некий фантастический танец, то исчезая с этой площадки и оставляя кого-то одного, то заполняя её вновь и представляя нашему изумленному взору новую, только-что возникшую и, кажется, им самим доселе неизвестную композицию, которая, кружась и двигаясь, неведомо как превращалась в следующую или сменялась невероятными прыжками, кувырками, а то и настоящей акробатикой, чтобы затем неведомым образом "перетечь" в элегическую пластичность или гротесковый всплеск...

И продолжалось это более двух часов. Без пауз и перерывов. И не было отрепетировано и хоть как-то предусмотрено, оговорено. Ибо это была импровизация… нет, надо написать так: Импровизация!

На это можно было смотреть без устали, непрерывно, как смотрят на воду или огонь. Смотреть и не уставать, как не были утомлены сами артисты. Смотреть и понимать, и думать. О чем? А о чем мы думаем, глядя на всполохи огня или течение воды в реке? О чем размышляем, созерцая нечто стихийное, то бурное, то спокойное, то загадочное, недоступное словам?

Думаем о себе. О мире. О бытии. О людях, близких и далеких… Так было и здесь - на маленькой сцене нижегородского театра "Пиано".

Поразительно, но я слышал слова! Хотя дети молчали, как молчат они всегда - такие это дети. Но я слышал - они говорили! Со мной и друг с другом, с миром. Говорили о любви и жизни, о смешном и грустном, о вечном и мгновенном. Да-да, именно обо всем этом и о многом еще другом, хотя считается, что дети не могут еще говорить об этом, потому что они - дети. Это неправда! Могут. Мы - зрители видели и слышали это в тот день. Слышали, хотя не было произнесено ни слова. И еще - мы видели их глаза, как тогда видел я в первый день нашего знакомства двадцать лет назад. Это были всё те же глаза - открытые, умные, доверяющие. Зеркало их душ. А еще мы видели их лица - прекрасные, одухотворенные, неповторимые...

И я подумал, что всего этого могло бы не случиться с ними, не будь театра "Пиано" и Владимира Чикишева. Они бы так и остались детьми, а потом взрослыми, отделенными от остального мира глухой стеной молчания - в прямом и переносном смысле этого слова, обреченными жить в ограниченном пространстве, мирке, а то и гетто.

И слава Богу, что этого не случилось. И не случится уже никогда. За 36 лет существования "Пиано" тому произошло множество доказательств, счастливых доказательств! Дети театра "Пиано" объездили полмира и везде их встречали как встречают чудо. Да так оно и есть. Театр "Пиано" это настоящее, живое чудо. Нижегородское Чудо...

Впрочем, чудес, как известно, не бывает. Бывают технологии, педагогические методики, концепции. И они есть у "Пиано" и его руководителя, главного режиссера, главного романтика, мечтателя и, безусловно, волшебника - Владимира Чикишева. Не место здесь говорить о них подробно, для этого надо было бы написать целый толстый том. Да и никто, кроме самого автора методики, не смог бы рассказать нам об этом лучше. Поэтому - кратко и без претензий на истину в последней инстанции...

Разумеется, методология и педагогическая концепция театра "Пиано", его философия (можно и так сказать!) базируются на основных постулатах: мировой педагогической мысли, на опыте и методах выдающихся российских и зарубежных педагогов и мыслителей - было бы странно, если бы это было не так. Но любая теория, в том числе и педагогическая, становится лишь мертвым грузом, схоластикой, если она не транслируется в практику незаурядной творческой личностью, если не приобретает неповторимые черты этой личности, становясь живой, действенной и продуктивной.

Таким человеком, такой личностью и оказался Владимир Чикишев.

В чем же мне видятся основные черты педагогического метода, которым он пользуется, а вернее - который он исповедует?

Прежде всего, мне думается, это приятие. Принятие человека, в данном случае - ребенка - таким, каков он есть, каким сотворила его природа. Это очень важно, но одним лишь приятием, одной лишь констатацией факта ограничиваться не следует. На основе приятия должна формироваться структура, педагогическая методика, которая будет продуктивно и последовательно создавать условия для духовного, нравственного и культурного развития личности.

И руководитель театра "Пиано" Владимир Чикишев такую структуру создает. Среди основополагающих признаков этой методики на первое место должна быть поставлена свобода ребенка. Свобода выбора. Свобода действия. Свобода интеллектуальная и эмоциональная. Позиционируя таким образом себя, как педагога и режиссера, Чикишев внимательно вглядывается во внутренний мир воспитанника, пытаясь обнаружить в нем доселе неизвестные самому ученику черты и свойства, указать на них, поддержать их развитие и, тем самым, востребовать их в реальности. Образно говоря, В.Н. Чикишев обращается к "внутреннему гению" каждого своего воспитанника, справедливо полагая, что ответом на это обращение станут позитивные проявления в поведении, потребностях, ценностных ориентациях, в самой душе юного человека. Немаловажную, а может быть и решающую роль в этом играет то обстоятельство, что осуществляется данный процесс в смысловых и пространственных параметрах: театра, как искусства, как культурного и общественного феномена. Это наполняет педагогическую деятельность неповторимой атмосферой театральности, творчества, фантазии, импровизации. Можно сказать, что, импровизируя на сцене, участники "Пиано" импровизируют и свою собственную жизнь, находя в ней единственно верные пути и смыслы. В этом мне видится не только педагогическое, но и высокое общественное значение глубокой творческой работы, которую на протяжении десятилетий осуществляет В.Н. Чикишев и весь руководимый им коллектив театра "Пиано".

Желаю уникальному театру "Пиано" дальнейшего развития и больших творческих успехов на многие годы!

 

Евгений САЗОНОВ, заслуженный работник культуры Российской федерации,             
художественный руководитель Театра Юношеского Творчества (ТЮТ)                            
Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных

14.06.2022 г.